Обучение лошади элементам выездки

Фотоальбом

На главную

 


Выездка

Выездка (высшая школа верховой езды) — вид спорта, доступный в наше время не только для спортсменов-профессионалов, но и для любителей. На соревнованиях по выездке всадник должен продемонстрировать искусство управления лошадью Программа выступления каждого спортсмена состоит из демонстрации естественных и искусственных движений лошади. Естественные движения, то есть те, которые присущи лошади от природы, должны быть доведены до совершенства и выполняться четко, красиво и по первому требованию всадника Задача всадника состоит в исполнении сложных фигур выездки и переходов из одной фигуры в другую, которые исполняются в строгой последовательности, по определенной программе, которой всадник должен строго следовать и при этом уложиться в определенное время. Соревнование происходит в манеже размером 60х20 м.
В программу входят такие элементы, как остановка (лошадь должна стоять полностью неподвижно, ровно опираясь на все четыре ноги), осаживание — лошадь должна отступать назад ровно, прямолинейно, не закидывая круп в сторону, не семеня и не сбиваясь с темпа, перемены направления, вольты и другие упражнения манежной езды, которыми всадник должен овладеть в совершенстве, умея свободно и четко переводить лошадь с аллюра на аллюр, на каждом аллюре добиваясь от лошади правильного темпа и четкого ритма движений, что в выездке особенно важно
Вторая половина программы много сложнее, поскольку ее основу составляют искусственные движения, от природы лошади не свойственные и вырабатывающиеся специальными тренировками. Многие искусственные движения в настоящее время исключены из соревнований по выездке и демонстрируются теперь только в цирке или во время каких-либо показательных выступлений К ним относятся такие элементы, как испанский (школьный) шаг и испанская рысь, являвшиеся ранее одним из основных элементов выездки. При движении этим искусственным аллюром лошадь попеременно поднимает и вытягивает почти до горизонтального положения выпрямленные в путовом и запястном суставах передние ноги и плавно ставит их на землю. Этот элемент, наряду с испанской рысью (движение пассажем с высоким выносом передних ног, выпрямленных, как при исполнении испанского шага), а также многие другие искусственные элементы теперь не включают во многие программы по выездке, так как в настоящее время выездка ориентирована на совершенствование естественных аллюров лошади и тонкости управления. Например, раньше в программу выступлений по выездке включался такой элемент, как галоп на трех ногах, при котором одна передняя нога лошади все время вытянута вперед и не касается земли, а в настоящее время этот элемент снят с программы и исполняется только в цирке
Несмотря на это, современная выездка не стала проще или "скучнее" — это один из тех видов спорта, которые можно без колебаний назвать искусством. Не стоит считать выездку чем-то простым и неинтересным только оттого, что она не требует от всадника умения преодолевать высокие препятствия или носиться на лошади карьером.
Что же включает в себя выездка, кроме совершенного исполнения элементов манежной езды и четкого управления лошадью на всех аллюрах?
Во-первых, это перемена ног на галопе — не изменяя темпа движения лошадь должна перейти с галопа с правой ноги на галоп с левой ноги, меняя их в воздухе в момент подвисания. Перемена ног на галопе исполняется через четыре, три, два или один темп
Принимание (боковые движения, работа в два следа) — общее название нескольких манежных упражнений, при которых лошадь движется одновременно вперед и в сторону, при этом ноги ее перекрещиваются. На соревнованиях в программы входят уступка шенкелю (боковое движение с обратным постановлением, когда лошадь смотрит в сторону, противоположную направлению движения и без бокового сгибания), траверс (лошадь идет вдоль средней линии или стенки манежа под углом около 30°, при этом ее корпус согнут вокруг внутреннего шенкеля и направлен в сторону движения, а наружные ноги лошади перекрещиваются впереди внутренних), ранверс (движение обратное траверсу, при котором лошадь движется под тем же углом к прямой линии, но при этом ее передняя часть отклонена во внутреннюю сторону, а внутренние ноги перекрещиваются впереди наружных), и, наконец, движение плечом внутрь, при котором лошадь также двигается под углом 30° к прямой линии, переступая внутренними ногами впереди наружных. При этом корпус ее слегка согнут вокруг внутреннего шенкеля, а голова повернута в сторону, противоположную направлению движения. Правильное выполнение боковых движений требует продуманной, сложной и кропотливой подготовительной работы, но именно от качества выполнения упражнений этой группы зависит, в конечном итоге, уровень выступления, поскольку большая часть элементов высшей школы верховой езды построена на боковых движениях Разновидностью боковых движений является плие — манежное упражнение, исполняемое на галопе в положении плечом внутрь. При этом лошадь согнута в направлении движения, передние ноги сдвинуты внутрь манежа, внутренние ноги ступают впереди наружных. Это упражнение дает особенно большую нагрузку на ноги лошади, поэтому выполняется с частой переменой направления и непродолжительное время.
В программу соревнований по выездке включается также пируэт — лошадь при движении описывает круг диаметром, равным длине корпуса лошади. Лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся осью поворота. На каждом такте движения внутренняя задняя нога поднимается и опускается точно в свой след. Выполняют пируэт на шагу или на галопе в состоянии сбора лошади, а также на пиаффе. Кроме полного пируэта, выполняется еще полупируэт, при котором лошадь выполняет поворот не на полный круг, а на половину круга.
Еще один элемент высшей школы — пассаж. Пассаж представляет собой очень собранную, укороченную и ритмичную рысь. Плавные четкие движения диагональных пар ног создают впечатление медленного, ритмичного танца. При правильном выполнении пассажа край копыта поднятой передней ноги достигает уровня середины пясти, а задней — несколько переходит границу путового сустава. Несмотря на то, что пассаж — укороченная, собранная рысь, при движении должен присутствовать элемент подвисания, лошадь должна двигаться с хорошим импульсом и в очень точном ритме. Изредка встречаются лошади, от природы способные к такому движению и выполняющие пассаж при свободном беге.
Пиаффе — движение практически аналогичное пассажу, но производящееся на одном месте, без движения вперед. Как и пассаж, пиаффе исполняется при выступлениях по программе высшей школы верховой езды. В общих чертах назовем основы этого упражнения: речь идет о сильном сборе, задние ноги должны быть хорошо подведены под корпус, чтобы обеспечить свободу движений переда. При исполнении пиаффе лошадь сохраняет постоянный контакт с поводьями и должна быть готова двинуться вперед, как только ослабнет их сдерживающее действие.

Сайт создан в системе uCoz